СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.
ЗАЧЕМ НУЖНО ВНЕДРЯТЬ СИСТЕМУ КАЧЕСТВА, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТРЕБОВАНИЯМ ИСО 9001?
- Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) – формальное требование при государственной аккредитации ВУЗа.
- Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО 9001 создает преимущества для ВУЗов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.
- Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.
- Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества ВУЗа.
ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО И КАКОВЫ ЕГО АСПЕКТЫ?
Качество – степень соответствия присущих (собственных) характеристик требованиям.
Аспекты:
Рыночный аспект качества: Качество как уровень выполнения запросов потребителей.
Критерий – конкурентное преимущество ВУЗа и, как следствие, его стабильное экономическое положение и высокий уровень прибыли.
Технический аспект качества: Качество как уровень учета требований потребителей при разработке проекта (новой специальности, дополнительной услуги).
Критерий – безошибочный перевод требований потребителей в проект.
Производственный аспект качества: Качество как уровень соблюдения всех требований к образовательному процессу.
Критерий – функционирование образовательного процесса в соответствии с установленными правилами.
Качество подготовленного специалиста – мера соответствия результатов образования поставленным целям образования.
Критерий – специалист, имеющий необходимые знания, умения и определенные жизненные позиции и ценности.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА?
- ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
- ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА И ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.
- ПРОЦЕЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействующей результативности и эффективности организации для достижения ее целей.
- ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ. Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.
- ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННОЕ НА ФАКТАХ И ДАННЫХ. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.
- ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ (поставщиками). Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:
- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;
- промышленные предприятия и организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);
- Министерство образования РФ, администрации краев, областей и городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами вуза;
- другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;
- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.