Учеба
Показатели деятельности кафедры

Научным направлением кафедры является совершенствование методов инженерной геометрии и компьютерной графики, т.е. теории геометрического моделирования. Кроме этого в сферу научных интересов преподавателей кафедры входят вопросы, связанные с синергетикой, компьютерной визуализацией, а также разработка теории и методики преподавания геометрографических дисциплин, в аспекте междисциплинарного знания. Данные научные направления нашли свое отражение во множестве публикаций преподавателей кафедры – это более: 10 монографий; 400 научных статей, а также публикаций учебно-научного характера.
Междисциплинарный характер геометро-графического образования, базирующегося на интеграции геометро-графических, общеинженерных и специальных дисциплин в техническом университете, позволяет увеличить емкость и обнаружить качественно новые свойства в содержании интегрируемых дисциплин. Решение этого вопроса предполагает овладение студентами обобщенной системой взглядов, позволяя им самостоятельно ориентироваться во все возрастающей лавине учебной и научной информации, адаптироваться к быстроменяющимся социально-экономическим и технологическим условиям. Методология междисциплинарного исследования предполагает важное условие, что для эффективной интеграции дисциплин необходимо иметь общую геометрографическую модель, устанавливающую своего рода взаимно однозначное соответствие различных объектов (явлений, процессов), изучаемых специфическими средствами дисциплинарных областей. Сконструировав такую геометрографическую модель можно делать доступным достояние одной сферы пониманию представителей другой, переносить результаты одной науки в другую и через создавшийся новый диалог глубже понимать исследуемый объект.
Сферы применения моделирования как метода научного познания весьма широки. На это указывают научные публикации, в которых обосновывается идея использования моделирования. Моделирование есть особая деятельность по построению или выбору моделей для различных профессиональных целей. И как всякая деятельность, она имеет практическое содержание и внутреннюю психическую сущность, обусловливая реализацию следующих задач.
1. Моделирование как одна из наиболее часто встречающаяся проблем в педагогике и психологии включает в себя два аспекта:

  • как одно из основных учебных действий, являющихся составной частью учебной деятельности. Этот аспект предполагает исследование места и форм применения моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и регистрации в обозримом виде существенных особенностей и отношений исследуемых явлений, а также в формировании у учащихся умений применять моделирование для построения и фиксации общих схем действий и операций, которые они проделывают в ходе изучения сложных абстрактных понятий;
  • как содержание, усвоенное учащимися в процессе обучения, как способ познания, которым они должны владеть. Данный аспект означает психологическое обоснование возможности включения в систему образования понятий модели и моделирования. Эта необходимость предусматривает формирование у учащихся научно-теоретического типа мышления, с помощью которого можно воспринимать действительность посредством особых специфических объектов, сконцентрированных в историческом процессе образования науки, — моделей реальных явлений и процессов. В настоящее время, когда конструирование и исследование моделей реальных объектов является главным методом научного познания, доказано, что задача формирования научно-теоретического мышления успешно может быть решена тогда, когда научные модели изучаемых явлений найдут в системе обучения достойное для них место и будут исследоваться с применением соответствующей терминологии, с объяснением обучающимся сущности понятий модели и моделирования, с целью осознания и овладения ими моделирования как метода познания.

2. Психологическое действие, направленное на отработку операций, как правило, в научно-технической сфере. Данная психологическая проблема включает в себя два основных аспекта:

  • каждому обучающемуся необходимо освоить моделирование как способ образования. Из этого следует необходимость внесения в образовательный процесс таких понятий, как «модели» и «моделирование». Это формирует у учащихся научно-теоретический вид мышления, что способствует осознанию моделей реальных процессов и явлений. Осознание реальных процессов является основным научно-познавательным методом;
  • моделирование является одним из элементов учебной деятельности. Второй аспект направлен на изучение места и методов использования моделирования как наивысшей формы наглядности изучаемого процесса. Учащиеся должны уметь применять моделирование в построении общих схем действий и, как следствие, при изучении сложных понятий

Обучение геометрографическому моделированию студентов остается актуальной задачей, поэтому требуются новые научные подходы, технологии, теории и методики, учитывающие современные тенденции, разработкой которых занимаются преподаватели кафедры инженерной графики.