Учеба
СТУДЕНТАМ

ris.1

Добро пожаловать во взрослую жизнь, или что делать, чтобы первый семестр не стал последним!

(советы психолога)

Дорогой друг!

Если ты читаешь эти строки, то я поздравляю тебя! Ты – студент первого курса Уральского государственного горного университета – старейшего университета на Урале! И уже одно это должно наполнять тебя гордостью и определять твое дальнейшее поведение в этом вузе.

Но если этого мотиватора недостаточно, я открою тебе несколько психологических секретов, которые помогут быстрее адаптироваться к новым условиям и новым требованиям.

О чем следует знать, когда ты находишься в УНИВЕРСИТЕТЕ:

  • Будь активным: не бойся исследовать новые территории и узнать, как можно раньше, где находятся учебные корпуса и нужные кабинеты, в которых будут проходить занятия. Так ты убьешь двух зайцев: во-первых, наработаешь новые нейронные связи, которые помогут тебе быстрее адаптироваться, во-вторых, заслужишь уважение своих, менее сообразительных, сокурсников. ris.2
  • Готовься к тому, что тебе придется иметь дело с разными стилями преподавания, привыкать к разному тону голоса и темпу речи преподавателя, что тоже потребует от тебя немалых усилий, так как за каждым придется вести конспект.
  • Кстати, о конспектах… Несмотря на наличие огромного количества гаджетов, призванных упрощать жизнь людей, старый добрый конспект – это единственно верный путь, способный сделать обучение более качественным. Ведь рука – это ключ к подсознанию: записывая значимые моменты лекции, используя собственную систему символов, схем, знаков, сокращений и выделения главного, ты сможешь без труда восстановить в памяти все, что говорилось на лекции. Особенно, если возьмешь за правило вечером пробежаться глазами по конспектам. Еще один огромный плюс собственных конспектов: не надо разбираться в хитросплетениях чужого почерка. ris.3
  • И снова об активности, только теперь уже на лекциях. Тебе придется столкнуться с огромным количеством новых терминов, особенно на профильных предметах. Запоминание их – тоже целая наука. И мы поговорим об этом позже. Но если что-то очень уж непонятно – не стесняйся спрашивать. Опять же, два зайца: 1) преподаватели любят активных студентов; 2) очень помогает взбодриться, особенно, когда чертовски хочется спать (а такое будет, уж поверь мне!). ris._4
  • Научись эффективно распределять время. Ты не поверишь, время – это самое непредсказуемое явление в жизни! Если им не управлять, то оно будет невозможно тянуться на лекциях и стремительно мчаться между ними. Поэтому сразу возьми себе за правило планировать свое время. И не игнорируй выполнение тех заданий, которые кажутся тебе несрочными. Поверь, это иллюзия, что времени еще целый вагон – ты не успеешь оглянуться, как надо уже сдавать какой-нибудь реферат или курсовую! ris._5
  • И самое главное, что ты можешь сделать с самых первых дней обучения – это поработать на свой имидж. Ты даже не представляешь, насколько можно усложнить себе жизнь, заработав имидж прогульщика и лодыря! И насколько проще будет твоя жизнь, если ты с первых дней зарекомендуешь себя самостоятельным, ответственным, вдумчивым студентом.

О чем следует помнить, когда ты находишься в ОБЩЕЖИТИИ:

  • ОБЩЕ-житие – это совместное проживание от 2-х до 5-ти (в зависимости от условий) человек в одном помещении на протяжении достаточно длительного времени. Поэтому от того, какие отношения сложатся у тебя с соседями по комнате, будет зависеть, превратится твоя студенческая жизнь в череду приятных воспоминаний и обретение новых друзей, которые, как правило, остаются на всю жизнь, или в нескончаемый кошмар и желание сбежать на все четыре стороны. ris._6

Поэтому неплохо знать несколько законов общения:

  • Первое впечатление может быть и обманчивым, но оно в любом случае, остается надолго. Поэтому позаботься о том, чтобы оставить хорошее первое впечатление о себе.
  • Избегай попадать под влияние стереотипа (стереотип – это упрощенное, схематичное представление о ком-либо, о чем-либо) и не судить о человеке только по внешнему виду. Помни, первое впечатление может быть обманчиво.
  • Даже если ты не мастер ораторского искусства и в общении испытываешь определенные проблемы, строить из себя буку, выражая, предположим, свое недовольство условиями проживания, не стоит. Лучше постараться сразу установить контакт с соседями и вместе решить какие-то общие бытовые проблемы.
  • Помни золотое правило общежития «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Если у тебя есть опыт совместного проживания в комнате со своим братом/ сестрой, ты знаешь, что даже между близкими людьми случаются разногласия и конфликты. Что уж говорить о чужих! Мы все разные: каждый со своими привычками, взглядами, предпочтениями. ris._7 Поэтому, чтобы избежать ненужной напряженности в отношениях и не допускать конфликтов, сразу обсудите все важные для каждого, моменты, установите правила, договоритесь обсуждать возникающие разногласия. Придумайте какой-то условный сигнал, который будет свидетельствовать о том, что кому-то стало некомфортно, и это надо обсудить. Во время обсуждения тоже придерживайтесь правил:
  • не перебивать и дослушивать до конца;
  • относиться друг к другу с уважением, не оскорблять;
  • говорить о проблеме, опираясь на свои чувства («Мне было неприятно, когда я увидел…», или «Я разозлился, когда наши договоренности были проигнорированы», «Мне обидно было услышать в свой адрес…» и т.д.);
  • не критиковать, а предлагать решения.

И, как бы ни было сложно, но любое обсуждение лучше проводить в спокойной обстановке. Поэтому, если чувствуешь, что негативные эмоции переполняют тебя, лучше выпей стакан воды, умойся, подыши глубоко, полной грудью, и только потом приступай к разговору. Точно так же, останови партнера по общению, если понимаешь, что он на взводе и спокойного разговора не получится.

Помни, 80% потенциальных участников конфликта не желают его продолжения. И если ты не относишься к оставшимся 20%, то эти простые рекомендации помогут тебе избежать многих неприятностей, а совместную жизнь с однокурсниками сделать легкой и приятной. ris._8

Резюме.Адаптация к первому курсу будет тем легче, чем скорее придет понимание, что сейчас ты несешь ответственность за все, что происходит в твоей жизни, а это значит, ты становишься, по-настоящему,  ВЗРОСЛЫМ. С чем тебя и поздравляю!

ris.9

А я готова помочь и поддержать тебя в этом нелегком процессе взросления.

Педагог-психолог
Ольга Леонидовна Рожекки.

Рекомендую:

P.S. Материал был подготовлен давно и рассчитан на обычного студента-первокурсника. Но жизнь внесла свои коррективы, и вот мы все оказались в новых и не совсем привычных для себя условиях – условиях пандемии коронавируса, смешанных форм обучения и множества различных ограничений. Поэтому адаптация к новым условиям, которую проходит каждый человек, оказавшийся в непривычных для себя условиях, усугубилась еще и тем, что лекционные формы проходят дистанционно, и пока нет возможности познакомиться и пообщаться с однокурсниками, привыкнуть к учебным аудиториям и «вживую» пообщаться с преподавателями.

К этому добавляются и жесткие требования к самоорганизации и самодисциплине, потому что вовремя подняться, включить компьютер и войти в систему – это еще полдела! Важно сохранить внимание и сосредоточенность на учебном материале, когда кровать – вот она, рядом, а все тело так и просит: «Ну, можно я полежу, немноооожечко!» А уши словно вторят: «Мы же все слышим!» А мозг добавляет: «Я же все понимаю!» И требуется невероятное усилие воли, чтобы противостоять этому натиску естественной физиологической потребности в достаточном сне! Поэтому, чтобы не искушать себя и не испытывать свою волю на прочность (скажу откровенно, в 17 лет мало кому удается иметь железную волю или быть от природы Жаворонком, когда утренние подъемы только в радость), берем за основу несколько железных правил:

  • Ложиться не позднее 24.00, чтобы, как минимум, к началу первой лекции проснуться, умыться и загрузить систему!
  • Умываемся только холодной водой, чтобы пробуждение наступило быстрее. Еще лучше, если удастся принять прохладный душ!
  • Если есть привычка делать утреннюю зарядку – замечательно! Если нет – хотя бы пробежаться вокруг общежития! Такая пробежка по утреннему свежему и, скоро уже, прохладному воздуху разбудит окончательно!
  • Перед началом учебного занятия делаем интенсивный массаж биологически активных точек, которые в большинстве своем сосредоточены на раковинах ушей. Поэтому тщательно растираем руки, а потом пальцами массируем ушные раковины, растираем уши до красна и после этого можем воспринимать материал любой сложности!

Вот так ты можешь готовиться к дистанционным лекциям. Во всех остальных случаях и сложностях адаптации, помни: ТЫ ВСЕГДА МОЖЕШЬ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ: к куратору; к тому, с кем успел познакомиться и подружиться; к старшекурснику, живущему по соседству. Главное, не теряться! А трудности – они проходят! И потом с гордостью будешь рассказывать друзьям и родителям, как ты отважно боролся с собой и своей неуверенностью, чтобы закрепиться и удержаться на этом непростом первом курсе!