Учеба
СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ
РЕАГИРОВАНИЯ НА НИХ

foto_1

Мы живем в обществе, где перемешиваются разные культуры и религии, разное воспитание и образование, разные вкусы и интересы, разные темпераменты и характеры. Мужчины и женщины, молодые, выросшие на гаджетах, и представители советского времени – мы все разные! А это неизбежно ведет к недопониманию, разногласиям и конфликтам.

Но как же мы ведем себя в конфликтах, как реагируем на них? И где то замечательное время, когда можно было сказать: «Мирись, мирись – и больше не дерись!», и конфликт был исчерпан!

Ведь чем старше мы становимся – тем более серьезными становятся конфликты и наши реакции на них. Все чаще другой в конфликте воспринимается врагом, а мы готовы использовать тяжелую артиллерию, лишь бы победить! И вот уже в подростковом возрасте мы узнаем, что такое «стрелки», травля, издевательства.

А потом берем с собой этот негативный опыт и несем во взрослую жизнь: либо привычку все брать силой, либо боль страданий и унижений, либо, предпочитаем отдать все на откуп карательно-наказательным органам – в полицию, суд, прокуратуру – с одной, единственной целью – наказать!

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

foto_2

А между тем есть старый добрый способ – договариваться при помощи третьей, нейтральной стороны — независимого посредника, который, не принимая ничью сторону и обеспечивая безопасность, помогает сторонам принять, устраивающее обоих, решение.

Так с 1997 года специалистами центра «Судебно-правовая реформа» (Москва) была разработана Концепция восстановительной медиации. А в начале 2009 года членами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации были

разработаны стандарты восстановительной медиации.

ЧТО ТАКОЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ?

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

ЦЕННОСТИ И ЦЕЛЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Главной ЦЕННОСТЬЮ и ЦЕЛЬЮ восстановительной медиации является работа по «очеловечиванию» взаимоотношений, поэтому основой является организация диалога между сторонами, что позволяет участникам лучше узнать и понять друг друга. Такой диалог способствует изменению отношений: от конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности стороны начинают слушать друг друга и искать конструктивный выход из создавшейся ситуации. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

ЦЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

foto_3
  • Разрешение конфликтов между людьми без применения манипуляций или силы.
  • Душевное исцеление пострадавшего.
  • Ответственность обидчика (самостоятельное исправление негативных последствий своего поступка и заглаживание причиненного пострадавшему вреда).
  • Взаимопонимание и восстановление отношений между сторонами конфликта.
  • Изменение установок при реагировании на конфликты и правонарушения с административно-карательных на восстановительные.
  • Возвращение людям полномочий по решению их конфликтных ситуаций.
  • Улучшение атмосферы в группе (сообществе) и т. д.

ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

foto_3
  • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать свою ситуацию и ситуацию второй стороны, осмысливать и переосмысливать ее.
  • Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда, насколько это возможно, силами самого нарушителя.
  • Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.
  • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
  • Прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения. Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения.
  • Прояснение участниками ситуации своих собственных и семейных ценностных установок (ориентиров).
  • С помощью близких и уважаемых людей, а также ведущего восстановительных программ. Поддержка позитивных изменений и самоконтроля выполнения договора участниками конфликта со стороны их родных и близких.

ЛЕСТНИЦА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть действия, которые способствуют исправлению последствий конфликтной или криминальной ситуации.

Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Образно говоря, медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией. Каждая «ступенька» – это шаг в сторону строительства здоровых отношений.

Важнейшие ступеньки лестницы:

  1. Понимание своих чувств, состояний и оснований действия;
  2. Понимание чувств, состояний и оснований действия другого человека (других людей);
  3. Осознание последствий ситуации для себя и других людей;
  4. Восстановительные действия, позволяющие изменить отношение друг к другу; ответственность за изменение ситуации, за совместный поиск решения и его реализацию.

listy-vkladyshi

СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

С начала 2000-х годов по инициативе центра «Судебно-правовая реформа» в общеобразовательных школах Российской Федерации стали активно создаваться школьные службы примирения, которые были призваны нести восстановительную культуру отношений в жизнь всего школьного сообщества. Ведь именно в школе человек проходит непростой путь социализации, в т.ч., через конфликты и умение выстраивать отношения с окружающими.

foto_5

Этот опыт прижился и впоследствии распространился на учреждения среднего профессионального и высшего образования, ведь главная цель – восстановление способности слышать и понимать другого человека, несмотря на разногласия – остается актуальной и там.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» не стал исключением, и в настоящее время ведется активная подготовительная работа перед созданием Службы примирения университета и у нас.

В службу примирения, как правило, входит один или несколько кураторов, прошедших специальную подготовку, а также до 10 школьников или студентов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники службы примирения отбираются и проходят обучение. Кураторы

взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

foto_6

Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договора о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда). То есть ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтов, конфликтов между студентами и педагогами, между родителями и администрацией и т. д.

foto_7

Круги примирения/ круги сообщества – программа проводится при работе с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.

Восстановительные программы направлены на прекращение вражды, достижение мира и поддержки в сообществе, повышение ответственности у участников, размышление о своем будущем.

ЕСЛИ ТЫ:

  • Всегда стремишься решать споры мирно, и к тебе обращаются друзья и знакомые за советом
  • Среди знакомых слывешь проповедником принципа: «Ребята, давайте жить дружно!»
  • Хотел бы научиться чему-то новому и быть полезным людям
  • Хотел бы научиться быть более терпимым к особенностям других
  • Располагаешь временем и возможностью для волонтерской деятельности
  • Творческий человек и готов реализовывать свой творческий потенциал на благо других…

…И ТЕБЯ

заинтересовала информация о восстановительной медиации и создании службы примирения университета (СПУ),

ТО

будем рады приветствовать тебя в числе потенциальных участников службы примирения

Контакты:

+7(343)257-17-27, +7(900)209-16-40

e-mail: еdu.psych@m.ursmu.ru

Организацией СПУ и набором студентов для обучения занимается педагог-психолог ФГХ УГГУ Ольга Леонидовна Рожекки

Положение о службе примирения ФГБОУ ВО "УГГУ" (pdf)