Учеба
РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители!

Эта страница, в том числе и для вас. Поэтому, если вашему ребенку не исполнилось еще 18 лет, вы должны знать, что в штате ФГХ УГГУ предусмотрен педагог-психолог, который в соответствии со своими профессиональными обязанностями осуществляет психолого-педагогическую поддержку несовершеннолетних студентов, предполагающую психологическую диагностику, коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия, профилактическую работу.

Здесь вы можете найти интересную и полезную информацию о психологических особенностях возраста, об особенностях взаимоотношений с представителями нового поколения и многом другом. Темы будет подсказывать сама жизнь или вы сами, оставив комментарии и пожелания.

Ваш ребенок – первокурсник

«Ура! Свершилось! Yes!» – вот примерно такие чувства испытывают родители новоиспеченного первокурсника, когда закончились все треволнения, связанные с поступлением ребенка в вуз.

Одним хочется выдохнуть, облегченно вздохнуть и сказать: «Ну, слава богу! Мы свое дело сделали, теперь он уже совсем взрослый, самостоятельный, дальше пусть сам».

Другие, напротив, понимают, что это лишь только начало и уже приготовили блокноты/ежедневники, куда можно записать фамилии всех преподавателей, предметы, телефон куратора, расписание занятий, чтобы руку держать на пульсе и вовремя принять меры, если что!

Как вы понимаете, ни то, ни другое поведение не является верным – истина, как всегда, где-то посередине.

В чем преимущества и недостатки этих двух стилей родительского поведения?

С одной стороны, да, ребенок действительно стал уже более взрослым, более самостоятельным, и ему по силам решение многих жизненных задач. Но, во-первых, до достижения им восемнадцатилетнего возраста, он является несовершеннолетним, а значит юридически родители еще несут за него ответственность по семейному и гражданскому праву. Во-вторых, поступление в вуз – это новая веха в жизни ребенка, и понадобится время, чтобы успешно адаптироваться к новым, непривычным условиям и приобрести необходимые навыки для дальнейшего обучения. Особенно, если поступление связано с переездом в другой город и проживанием в общежитии. Особенно сейчас, в новых реалиях ограничений в связи с профилактикой распространения коронавируса.

С другой стороны, семнадцатилетние студенты – это вчерашние школьники и, по сути, еще дети, которые плохо ориентируются в особенностях и требованиях университетской жизни. Редко кто из них сразу способен самостоятельно себя организовать, особенно если раньше это делали родители, особенно, если ребенок оказывается физически оторван от семьи и живет в общежитии. Они не умеют распределять свое время, а уж о деньгах и говорить нечего!foto_2

Все это так, и каждый родитель будет прав, приводя свои доводы в пользу контроля. Но в том и заключается особенность родителя первокурсника, что для него – это тоже новая веха, новый этап его родительства, и нужно менять подходы, стиль общения и уровень контроля, чтобы помочь своему ребенку по-настоящему повзрослеть и к окончанию вуза принять на себя полную ответственность за свою жизнь.

Поэтому, конечно, связь с ребенком нужно поддерживать всегда, в независимости от того, живет он с вами под боком или находится далеко. Конечно, необходимо интересоваться его жизнью, его первыми успехами, его новыми друзьями. Искренне интересуясь и спрашивая о его жизни, его трудностях и победах, вы сразу решаете две задачи: во-первых, вы становитесь для своего ребенка другом – понимающим, поддерживающим, интересующимся. foto_3

Во-вторых, вы получаете косвенную информацию о том, как он адаптируется. Не стесняйтесь спросить, какие приемы он использует, чтобы просыпаться по утрам, и как в вузе проходят дистанционные занятия. Может быть, его так вдохновляет его новая социальная роль, что он сам соскакивает, чтобы насладиться этой новой жизнью; может быть, у них в комнате есть особо ответственный товарищ-жаворонок, который будит всех, и так решается проблема утреннего подъема. А может быть, есть грех, и он частенько просыпает или просто «забивает» на утренние пары, но видя вашу искреннюю заботу и интерес, поймет, что скоро ему нечего будет рассказывать. Ну, а у вас будет повод поговорить об этом.

Еще один важный момент – деньги. Их, как известно, много не бывает и независимо от того, сколько и на сколько вы их даете (на неделю или на день), они могут заканчиваться мгновенно! Тоже есть повод обсудить. Научите его правильно распределять средства, объясните, сколько и когда вы будете перечислять денег. И, даже если вы не испытываете недостатка в средствах и теоретически можете не ограничивать его, будет лучше, если он научится самостоятельно распределять деньги и рассчитывать только на ту сумму, которую вы ему обозначите.

Ну, и, наконец, все эти рекомендации по выстраиванию доброжелательных и партнерских отношений со своим сыном или дочерью не исключают необходимости поддерживать связь с куратором и периодически интересоваться успехами своего чада. Увы, к сожалению, иногда наши отпрыски столь изощренно подходят к созданию «легенды» по своему успешному обучению, что вы можете даже не догадываться, что он/она уже месяц или больше не посещает занятия и сдать сессию при таком подходе будет затруднительно.

Поэтому рассказывая своему сыну/дочери, что «ваша Анна Петровна такая замечательная женщина, мы с ней мило пообщались, и я теперь могу быть спокоен/спокойна, что в твоем окружении есть такой замечательный человек!», вы как бы ненавязчиво намекаете, что схитрить и обвести вас вокруг пальца не удастся.

Еще мы не затронули тему взаимоотношений в коллективе, особенно, если (опять же) ребенок проживает в общежитии. Тема непростая и не всегда всплывает в разговорах. А когда всплывает, то уже на уровне «или переводите меня в другую общагу, или я бросаю универ!». Поэтому, чтобы предупредить такое развитие событий, лучше сразу обсудить с ребенком тему конфликтов в коллективе. Важно донести до него, что конфликты всегда были и будут, только выходить из них можно по-разному. И когда люди вынуждены в течение длительного времени проживать на одной территории, то лучший способ избегать ненужного напряжения и конфронтации – это заранее устанавливать правила совместного проживания и обсуждать все неприятные моменты, чтобы находить выход, устраивающий все стороны. foto_5

Вот, далеко не полный перечень вопросов, которые наверняка будут возникать перед вами и вашим подросшим ребенком. Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам выйти на новый уровень отношений, а вашему сыну/дочери успешно адаптироваться в вузе.

Желаю вам и вашим детям достойно и с удовольствием преодолеть этот путь под названием «СТУДЕНЧЕСТВО»!

foto_6

Материал подготовила педагог-психолог ФГХ УГГУ
О.Л. Рожекки

Рекомендую также посмотреть:

  1. 9 советов родителям, чьи дети поступили в ВУЗы, от нынешней студентки
  2. Рекомендации для родителей первокурсников на тему — Психологическая поддержка студента